Реакторы на быстрых нейтронах — надежда человечества!
12 апреля в рамках фестиваля «Научные встречи: из прошлого в будущее» перед владимирцами выступил Владимир Алексеевич Галушкин, ведущий инженер «ОКБМ Африкантов».
Студентам Владимир Алексеевич прочитал лекцию «История создания реакторов на быстрых нейтронах и перспективы их использования». «Потребление энергии — важнейший показатель, во многом определяющий уровень экономического развития, национальную безопасность и благосостояние населения любой страны. Рост энергопотребления всегда сопровождал развитие человеческого общества, но особенно стремительным он был на протяжении ХХ века: потребление энергии увеличилось почти в 15 раз, достигнув к его концу абсолютной величины около 9,5 млрд тонн нефтяного эквивалента (т.н.э.). Мировой спрос на энергоресурсы вырастет на 30% к 2035 году», — рассказал эксперт.
Ядерные реакторы на быстрых нейтронах, активно разрабатываемые в мире, помогут сделать атомную энергию по-настоящему возобновляемым и при этом безопасным ресурсом, поделился мнением эксперт.
Экспериментальные реакторы на быстрых нейтронах появились в 1950-е годы. В 1960-80-е годы работы по созданию промышленных реакторов на быстрых нейтронах активно велись в СССР, США и ряде европейских стран. К началу 1990-х большинство этих проектов было прекращено из-за риска аварий и высоких эксплуатационных затрат. В настоящее время в промышленном режиме работают два реактора на быстрых нейтронах в России (Белоярская АЭС, блок БН-600) и Франции (PHENIX).
Принципиальный недостаток реакторов на тепловых нейтронах — низкая эффективность использования топлива. Тепловые реакторы способны использовать не более 0,5% энергетического потенциала природного урана. Запасы изотопа урана-235 (по энергетическим характеристикам) меньше, чем запасы нефти. При широкомасштабном развитии атомной энергетики и столь нерациональным потреблении урана можно очень быстро столкнуться с его дефицитом. Выход из этой ситуации один — создание реакторов на быстрых нейтронах (БН).
А владимирские школьники узнали о российском атомном ледокольном флоте – единственном в мире. Современные атомные ледоколы способны проходить во льдах толщиной до 3 метров, обеспечивая бесперебойную работу Северного морского пути, по которому доставляют грузы для жителей Крайнего Севера, а также в другие страны, и это экономически гораздо более выгодно, чем через Суэцкий канал.
«Ядерная установка занимает на ледоколе всего 8% места, поэтому там есть возможность создать комфортную систему жизнеобеспечения. Ледокол способен находиться в автономном плавании несколько лет, но обычно так не происходит – из-за того, что людям все-таки нужен отдых», — объяснил Владимир Галушкин.
Один из масштабных проектов «ОКБМ Африкантов» последних лет – плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Она уже почти готова, и уже этим летом ее отбуксируют с Балтийского завода в Санкт-Петербурге в Мурманск, чтобы заправить топливом, после чего ПАТЭС отправится в порт Певек на крайнем Севере. «Академик Ломоносов» будет не только вырабатывать электроэнергию, но и обогревать Певек, а также по необходимости опреснять морскую воду. Это уникальный российский проект, не имеющий мировых аналогов.
Лекции Владимира Галушкина прошли в рамках фестиваля ИЦАЭ Владимира «Научные встречи: из прошлого в будущее», стартовавшего 9 апреля.